пятница, 16 августа 2013 г.

Поведеньческие факторы


Поисковые поведенческие факторы - это оценка поведения посетителей на сайте.

Ажиотажный интерес к поведенческим факторам вспыхнул после утечки информации из Яндекса, о влиянии этих факторов на результаты поиска.

История вопроса

Анализ поведенческих факторов - вопрос вовсе не новый. В некотором смысле, это «Святой Грааль» для интернет - поиска. Это предмет бесконечной зависти поисковых систем к интернет - каталогам, без труда ранжирующим выдачу в них сайтов, в зависимости от их посещаемости. Трудности, возникающие при ссылочном ранжировании сформировали устойчивое мнение о том, что стоит поисковикам научаться анализировать поведенческие факторы, так они сразу добьются идеальной релевантности выдачи. Не остались незамеченными усилия Google в использовании поведенческих факторов: создание (приобретение) Google.Analytics, об этом свидетельствуют не прекращающиеся попытки снабдить ВСЕ браузеры плагинами Google-поиска. В последнее время и Яндекс назойливо предлагает всем установить на свой браузер его поисковый плагин или бесплатно скачать новую версию браузера с уже установленным.

Что же такое поведенческие факторы

Основа современного успеха поисковых систем - это так называемое, ссылочное ранжирование выдачи. Говоря простым языком, чем больше сайтов ссылками на своих страницах порекомендовали ваш, тем вы лучше. Проблема в том, что сейчас существует целая индустрия «уже умных, но пока не богатых» людей, которые за деньги с успехом манипулируют ссылочными массами. Критерием важности сайта, поэтому может стать поведение на нем реальных пользователей. Говоря по простому, если вы зашли на сайт и он вам нравится, вы, скорее всего, задержитесь на нем подольше, просмотрите страниц побольше и будете возвращаться туда почаще. Попытки подсмотреть это и есть, по сути, анализ поведенческих факторов.


Как это работает

Важным условием эффективности анализа поведенческих факторов является его всеобъемлемость. Тут есть проблема. Собрать данные по всем пользователям поисковики пока не могут и поэтому польза от частично полученных данных снижается. Тем не менее, желание освоить новую перспективную технологию столь велико, что Яндекс официально заявил об учете поведенческих факторов в ранжировании выдачи. Разумеется поисковики не опустятся до того, чтобы просматривать чужие счетчики посещаемости с сайтов. На данный момент им доступны такие инструменты как Яндекс-метрика, поисковые плагины в браузерах ну и разумеется, самое главное, это сами поисковые сервисы. Предположив, что эти компоненты покрывают основную часть сетевой активности, Яндекс смело ориентируется на результаты анализа.
Какое поведение пользователей благоприятно для сайта:

- пользователь набрал в поиске запрос соответствующий сайту
- пользователь зашел на сайт, не обратив внимание на сайты - конкуренты, расположенные выше - в выдаче
- пользователь провел на сайте продолжительное время (>30c)
- пользователь просмотрел большое количество страниц
- пользователь больше не вернулся в поиск с аналогичным запросом
- пользователь на ссылающемся на вас сайте кликает по вашей ссылке
- много разных пользователей "хорошо" себя ведут на сайте

Кроме того, рекомендации ссылок на сайт в электронной почте и бессылочные упоминания адреса сайта в текстах тоже могут положительно характеризовать ресурс.
И самое главное - корелляция  совокупности поведенческих факторов посетителей сайта с замеренной для заведомо "хороших"  и "плохих" сайтов.

 Как на поведенческих факторах зарабатывают

Разумеется, уже появились сервисы, «улучшающие» поведенческие факторы пользователей, для отдельно взятых сайтов :)
Например:

userator, где в 2 руб. оценивается 2-х минутная активность пользователя на сайте. За это время пользователь сначала находит продвигаемый сайт в выдаче поисковика и ходит по нему.  Для ленивых манимейкеров предлагается программка, автоматически запускающаяся при простое компьютера и сама зарабатывающая его обладателю деньги. Особенно «ушлые» господа умудряются на одном компьютере  поднять несколько виртуальных машин с разными IP-адресами, запустив на каждой по авто-программке.

Это - не единственный сервис такого рода:

linksrunner сервис эмуляции поведенческих факторов так же позволяет скачать специальную программу и зарабатывать деньги без участия оператора.

megaindex  еще система эмуляции поведеньческих факторов. Зарегистрировавшимся в megaindex предоставляется подарочный сертификат на 200 руб. для использования в сео системе блогут описанной в разделе посвященном заработку на блогах. Работая сразу с несколькими системами можно существенно увеличить число выполненых заданий.

Разумеется, на этом зарабатывают и продающие сайты, получая дополнительные конкурентные преимущества за счет такого нового способа продвижения.
Чтобы не проиграть, пользоваться этими сервисами, разумеется, вынуждены и сайты «добропорядочные» …

Как с этим бороться

Метод накрутки, к сожалению, не позволяет воздействовать на пользователя-накрутчика. А наказание самих сайтов может спровоцировать подставы сайтов со стороны конкурентов. Война интеллектов - накрутчиков и поисковиков сейчас как раз в самом разгаре.
В ближайшее время следует ожидать ряда громких «банов», с последующим снисходительным разбаниванием. Угрозы и показательные наказания, как известно, имеют непродолжительный эффект.
Для подозрительных поисков будут введены капчи, отслеживающие автоматы.
Скорее всего, будет возобновлена практика отказа в обслуживании поисковиками IP адресов организаций, с которых были выявлены накрутки (с последующим великодушным прощением). Продвиженцев, незнающих меру, быстро посекут за неестественно быстрое улучшение поведенческих факторов.
А вообще-то, эффективно противодействовать накруткам будет крайне сложно. Особенно, когда наряду с ГС, ими будут пользоваться и качественные ресурсы.

2 комментария:

  1. Яндекс купил технологию контроля поведенческих факторов у Вебвизард и прикрутил ее к Яндекс метрике.
    Она в принципе, бесплатно, доступна и для пользователей здесь:
    http://metrika.yandex.ru/promo/webvisor/
    Правда есть условие - вы должны расходовать 6000 руб. на контекстной рекламе.

    ОтветитьУдалить
  2. Бесплатно посмотреть (как кино) что делает каждый посетитель на сайте можно здесь:
    http://jspy.ru/?ref=708

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.